Приказ ФСБ РФ от 25 февраля 2009 г

Приказ ФСБ РФ от 25 февраля 2009 г. № 72 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких»

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника 9 Управления ФСБ России.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 апреля 2009 г.

Регистрационный N 13709

Приложение
к приказу ФСБ РФ
от 25 февраля 2009 г. N 72

Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких

I. Общие положения

1. Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких*(1) разработан в целях определения сроков и последовательности действий (административных процедур) органов федеральной службы безопасности*(2) по обеспечению государственной защиты сотрудников органов безопасности и их близких*(3).

2. Исполнение государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов безопасности и их близких*(4) осуществляется в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ*(5);

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ*(6);

Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»*(7);

Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»*(8);

Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»*(9);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите»*(10);

иными нормативными правовыми актами.

3. Государственная функция исполняется органами безопасности.

4. Правом на пользование государственной функцией обладают*(11):

сотрудники органов безопасности;

близкие родственники сотрудников органов безопасности;

иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников органов безопасности либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (в исключительных случаях)*(12).

5. Защищаемые лица имеют право*(13):

знать о применяющихся в отношении их мерах безопасности;

просить о применении или неприменении в отношении их конкретных мер безопасности, перечисленных в пункте 30 Административного регламента;

требовать от органа безопасности, обеспечивающего безопасность, применения в отношении их (кроме осуществляемых) иных мер безопасности, предусмотренных Законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;

обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган безопасности, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.

6. Защищаемые лица обязаны*(13):

выполнять законные требования органа безопасности, обеспечивающего безопасность;

незамедлительно информировать орган безопасности, обеспечивающий безопасность, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;

бережно обращаться с имуществом, выданным им в личное пользование для обеспечения безопасности;

не разглашать сведения о принимаемых в отношении их мерах безопасности без разрешения органа безопасности, осуществляющего эти меры.

7. Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых и других лиц*(14).

8. Результатом исполнения государственной функции являются:

применение мер безопасности;

отказ в применении мер безопасности.

9. Обеспечение мер государственной защиты в отношении защищаемых лиц осуществляется за счет средств Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

10. Расходы, связанные с осуществлением государственной функции, не могут быть возложены на защищаемое лицо.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

11. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется органами безопасности при личном обращении: сотрудникам органов безопасности — по месту их военной службы (работы), другим лицам — в приемных органов безопасности, в которых проходят военную службу (работают) сотрудники органов безопасности, а также посредством размещения информации на официальном сайте ФСБ России в сети «Интернет».

Адрес официального сайта ФСБ России в сети «Интернет»: www.fsb.ru.

12. Информация предоставляется круглосуточно.

13. Сотрудники органов безопасности также информируются о праве на применение в отношении их и их близких мер государственной защиты при ознакомлении с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военной службы (работы).

Иные лица, указанные в пункте 4 Административного регламента, могут получить информацию о порядке исполнения государственной функции непосредственно у сотрудников органов безопасности, близкими которых они являются.

14. Предоставление информации, а также исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.

15. Информация предоставляется по следующим вопросам:

основания для применения (отказа в применении) мер безопасности;

права и обязанности защищаемых лиц;

применяемые меры безопасности;

порядок финансирования мер безопасности.

16. Срок исполнения государственной функции исчисляется с момента регистрации заявления (рапорта) или информации, указанных в пункте 18 Административного регламента, и заканчивается в момент утверждения постановления об отказе в применении мер безопасности либо во время, указанное в постановлении об отмене применения мер безопасности.

17. Основанием для отказа в исполнении государственной функции является отсутствие угрозы жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в пункте 4 Административного регламента.

Указанным лицам может быть отказано в исполнении государственной функции, если причина поступающей в их адрес угрозы не обусловлена выполнением сотрудниками органов безопасности служебных обязанностей.

III. Административные процедуры

18. Поводом для начала исполнения государственной функции является*(15):

заявление (рапорт) лица, указанного в пункте 4 Административного регламента;

получение органом безопасности оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица, указанного в пункте 4 Административного регламента.

При получении оперативной и иной информации для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие лиц, указанных в пункте 4 Административного регламента.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности лиц, указанных в пункте 4 Административного регламента.

19. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявления (рапорта, информации)*(16);

проверка сообщения об угрозе;

подготовка и утверждение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности;

осуществление мер безопасности;

подготовка и утверждение постановления об отмене применения мер безопасности.

Схема исполнения государственной функции приведена в приложении N 1 к Административному регламенту.

20. Сообщение об угрозе направляется (представляется) в орган безопасности, в котором проходит военную службу (работает) сотрудник органа безопасности.

21. Сообщение об угрозе регистрируется в течение 30 минут с момента поступления, а в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно в установленном ведомственными нормативными правовыми актами порядке.

22. Сообщение об угрозе после регистрации незамедлительно докладывается для принятия решения через секретариаты:

органов безопасности, имеющих в своем составе подразделения собственной безопасности, — начальникам этих органов безопасности;

органов безопасности, дислоцированных в г. Москве и Московской области и не имеющих в своем составе подразделений собственной безопасности, — начальнику 9 Управления ФСБ России;

органов безопасности, дислоцированных за пределами г. Москвы и Московской области и не имеющих в своем составе подразделений собственной безопасности, — начальникам соответствующих территориальных органов безопасности.

23. Начальник органа безопасности в день доклада сообщения об угрозе, а в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно рассматривает материалы, назначает должностное лицо для проверки сообщения об угрозе и подготовки предложений*(17), а в необходимых случаях принимает меры по защите лица, подлежащего государственной защите, до рассмотрения вопроса по существу.

24. Проверка проводится в срок, не превышающий 3 суток с даты регистрации сообщения об угрозе в органе безопасности, обеспечивающем безопасность.

В ходе проверки должностным лицом проводится опрос лица, непосредственно подавшего заявление (рапорт), либо в отношении которого поступила информация, и осуществляются мероприятия по подтверждению реальности угрозы, а также устанавливается наличие связи угрозы с исполнением служебных обязанностей сотрудником органа безопасности.

25. Результат проверки оформляется должностным лицом в виде мотивированной справки с выводом о наличии основания (либо отсутствии основания) для применения мер безопасности. Одновременно им готовится проект постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности.

В случае подтверждения сведений о наличии угрозы безопасности лица, указанного в пункте 4 Административного регламента, связанной с исполнением служебных обязанностей сотрудником органа безопасности, готовится проект постановления о применении мер безопасности (приложение N 2 к Административному регламенту). В данном постановлении указываются конкретные меры безопасности, сроки их осуществления и исполнители, делаются отметки о разъяснении прав и обязанностей защищаемому лицу, выдаче предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности, и о предупреждении об ответственности за разглашение сведений о применяемых мерах безопасности.

При подготовке проекта постановления о применении мер безопасности получается согласие лица, указанного в пункте 4 Административного регламента, на применение в отношении его конкретных мер безопасности.

В случае, если сведения о наличии угрозы не подтвердились, готовится проект постановления об отказе в применении мер безопасности (приложение N 3 к Административному регламенту).

Указанные документы с материалами, полученными в ходе проверки сообщения об угрозе, докладываются должностным лицом начальнику органа безопасности не позднее 3 суток с момента регистрации сообщения об угрозе.

26. Начальник органа безопасности по итогам рассмотрения представленных ему документов и материалов в день доклада, а в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно принимает решение о применении мер безопасности или об отказе в применении мер безопасности в отношении лица, указанного в пункте 4 Административного регламента, и утверждает соответствующее постановление.

27. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности в отношении лиц, указанных в пункте 4 Административного регламента, могут осуществляться непосредственно после получения сообщения об угрозе. При этом постановление о применении мер безопасности готовится и утверждается в течение суток с момента получения сообщения об угрозе.

28. В случаях, когда сведения о наличии угроз подтвердились, однако причиной угроз не является служебная деятельность сотрудника органа безопасности, выносится постановление об отказе в применении мер безопасности. Материалы передаются в органы внутренних дел Российской Федерации. До момента принятия ими решения по существу дела органом безопасности принимаются меры по обеспечению безопасности лица, указанного в пункте 4 Административного регламента.

29. О принятом решении лицо, непосредственно подавшее заявление (рапорт), либо в отношении которого поступила информация, уведомляется в течение суток под расписку в постановлении о применении либо об отказе в применении мер безопасности. При рассмотрении сообщений об угрозе, поступивших из другого органа безопасности, о принятом решении в течение суток по телефону информируется начальник данного органа безопасности и в указанный орган направляется письменное уведомление.

30. Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами безопасности с учетом конкретных обстоятельств может применяться одна или несколько из следующих мер безопасности*(18):

личная охрана, охрана жилища и имущества;

выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

временное помещение в безопасное место;

обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

переселение на другое место жительства;

замена документов, изменение внешности.

31. Непосредственное осуществление мер безопасности начинается незамедлительно после утверждения постановления о применении мер безопасности либо по согласованию с защищаемым лицом.

32. Отдельные меры безопасности, указанные в пункте 30 Административного регламента, осуществляются предприятиями, учреждениями и организациями на основании поступившей к ним из органа безопасности выписки из постановления о применении мер безопасности (приложение N 4 к Административному регламенту).

Выписка составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр приобщается к материалам соответствующего дела, второй экземпляр передается (направляется) адресату.

33. Решения органов безопасности, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлена выписка из постановления о применении мер безопасности*(19).

34. В целях реализации предусмотренных в пункте 30 Административного регламента мер безопасности могут проводиться оперативно-разыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

35. В случае получения органом безопасности информации об изменении характера и (или) степени угрозы безопасности защищаемого лица осуществляется ее проверка, и в течение 3 суток после ее получения (в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно) принимается решение о применении дополнительных мер безопасности и в порядке, установленном Административным регламентом, утверждается постановление о применении мер безопасности.

36. При устранении угрозы жизни, здоровью и имуществу защищаемого лица органом безопасности выносится постановление об отмене применения мер безопасности (приложение N 5 к Административному регламенту), которое в срок не более суток объявляется защищаемому лицу.

IV. Контроль за исполнением государственной функции

37. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом, осуществляется 9 Управлением ФСБ России, органами безопасности, обеспечивающими безопасность.

38. Должностные лица несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных Административным регламентом.

V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц в ходе исполнения государственной функции

39. Лица, указанные в пункте 4 Административного регламента, могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов безопасности в ФСБ России.

40. Лица, указанные в пункте 4 Административного регламента*(20), направляют письменное предложение, заявление или жалобу*(21).

41. Заявитель в письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) соответствующего должностного лица, либо его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации письменного обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель может приложить к письменному обращению копии необходимых документов и материалов.

42. Срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней с даты его регистрации. В исключительных случаях (в частности, при необходимости направления запросов в другие органы и организации о предоставлении дополнительных документов и материалов) уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения.

В случае, если обжалуется отказ в применении мер безопасности, письменное обращение подлежит рассмотрению незамедлительно.

В случае, если обжалуются принятые меры безопасности, письменное обращение подлежит рассмотрению в течение суток с момента его регистрации.

До рассмотрения письменного обращения по существу ранее принятые меры безопасности продолжают действовать в полном объеме.

43. По результатам рассмотрения письменного обращения соответствующим должностным лицом принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю по почте.

44. Письменное обращение заявителя не рассматривается в следующих случаях:

не указаны фамилия заявителя, направившего письменное обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

в письменном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Такое письменное обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

в письменном обращении обжалуется судебное решение. Такое письменное обращение возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица органа безопасности, а также членов его семьи. Должностное лицо органа безопасности вправе оставить письменное обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему письменное обращение, о недопустимости злоупотребления правом;

текст письменного обращения не поддается прочтению. Ответ на такое письменное обращение не дается, о чем сообщается заявителю, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми им письменными обращениями, при этом не приведены новые доводы или обстоятельства. Соответствующее должностное лицо органа безопасности в связи с безосновательностью очередного письменного обращения вправе принять решение о прекращении переписки с заявителем по данному вопросу (при условии, что все письменные обращения направлялись в один и тот же орган безопасности или одному и тому же должностному лицу) и уведомить заявителя о принятом решении;

ответ по существу вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В данном случае заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

45. Заявитель имеет право на обжалование действий (бездействия) должностного лица органа безопасности в судебном порядке, в прокуратуру.

*(1) Далее — Административный регламент.

*(2) Далее — органы безопасности.

*(3) Под близкими сотрудников органов безопасности в Административном регламенте понимаются лица, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 4 Административного регламента.

*(4) Далее — государственная функция.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1455. Далее — Закон.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269.

*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349.

*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3723.

*(11) Статья 2 Закона.

*(12) Лица, указанные в пункте 4 Административного регламента, в отношении которых принято решение об осуществлении государственной функции, являются защищаемыми лицами.

*(13) Статья 17 Закона.

*(14) Статья 15 Закона.

*(15) Статья 13 Закона.

*(16) Далее — сообщение об угрозе, если не оговорено иное.

*(17) Далее — должностное лицо, если не оговорено иное.

*(18) Статья 5 Закона.

*(19) Статья 16 Закона.

*(20) Далее — заявители.

*(21) Далее — письменное обращение, если не оговорено иное.

Приложение N 1
к Административному регламенту
(п. 19)

Схема исполнения государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких

Приложение N 2
к Административному регламенту
(п. 25)

Приложение N 3
к Административному регламенту
(п. 25)

Приложение N 4
к Административному регламенту
(п. 32)

Приложение N 5
к Административному регламенту
(п. 36)

Приказ ФСБ РФ от 25 февраля 2009 г. N 72 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 апреля 2009 г.

Регистрационный N 13709

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *