Производственная практика в отделе судебных приставов отчет

Производственная практика в отделе судебных приставов отчет

1. Характеристика Федеральной службы судебных приставов Люберецкого районного по Московской области

2. Организация документооборота в отделе судебных приставов

3. Организация отдельных видов деятельности судебных приставов исполнителей

3.1 Опись, арест и реализация имущества должника

3.2 Организация исполнительного производства

3.3 Индивидуальное задание

Список использованной литературы

Я, студентка «Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Филиал «Котельники» очной формы обучения, обучающаяся по специальности «Экономика», Шатилова Анна Евгеньевна в соответствии с учебным планом проходила производственную практику в Люберецком районном отделе Федеральной службы судебных приставов, которое находится по адресу: г. Люберцы, ул. Кирова, д.55.

Ø Практическое закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний в процессе обучения.

Ø Приобретение профессиональных навыков необходимых для выполнения последующих должностных обязанностей.

Ø Формирование первичных профессиональных навыков работы.

Ø Изучение деятельности судебных приставов-исполнителей

Ø Порядок взыскания алиментов

Актуальность индивидуального задания. Моим индивидуальным заданием был порядок взыскания алиментов. Его актуальность очень значима, так как без правильного порядка взыскания алиментов невозможно возбудить исполнительное производство и взыскать алименты.

Срок практики с 30.06.2014 по 20.07.2014

Руководителем практики от организации является судебный пристав-исполнитель Лучкина Ольга Сергеевна.

Руководителем практики от ВУЗа является кандидат экономических наук, доцент Альбина Фаниловна Золотарёва.

1. Характеристика Федеральной службы судебных приставов Люберецкого районного по Московской области

Люберецкий районный отдел судебных приставов является подразделением Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области, которое в свою очередь находится в подчинении у Федеральной службы судебных приставов.

Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП РФ) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Основные задачи службы:

обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;

исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесённым уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также «Положением о Федеральной службе судебных приставов».

ФССП РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

ФССП РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В 2005-2006 годы в составе ФССП РФ были созданы специализированные силовые подразделения — районные и межрайонные отделы по организации оперативного дежурства (в составе которых имеется дежурная часть и одна или несколько групп быстрого реагирования).

ФССП РФ располагается по адресу: ул. Бутырский Вал, д.5, г. Москва.

Директор Федеральной службы судебных приставов — Татьяна Павловна Игнатьева.

Создание службы судебных приставов в Московской области началось в августе 1996 года с отдела судебных исполнителей при Главном Управлении Минюста России по Московской области.

Заместителем начальника Главного Управления Минюста по Московской области был назначен Юрий Николаевич Власов. На 1996 — 2001 годы пришлась эпоха становления института исполнения судебных решений в новом качестве.

Вступившие в законную силу 6 ноября 1997 году Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» коренным образом изменили институт исполнения судебных решений. Изменилась прерогатива принудительного исполнения судебных и иных решений. Теперь это обязанность не судебной, а исполнительной власти. В конце 1997 года судебные исполнители, работавшие при судах, были переведены на должности судебных приставов — исполнителей Главного Управления Минюста России по Московской области. Чуть позднее в России появилась новая профессия — судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Эти специалисты также появились и в Службе судебных приставов Главного Управления Минюста России по Московской области. Заместителем начальника Главного Управления Минюста — главным судебным приставом Московской области с января 1998 назначен Александр Петрович Долина.

С июля по декабрь 2000 года главным судебным приставом Московской области являлся Виталий Владимирович Горсткин. С декабря 2000 по декабрь 2004 года — Андрей Николаевич Сахно.

С июля 2002 года служба судебных приставов была наделена функцией дознания. В ее ведение вошло пять статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Это статья 294 — воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; 297 — неуважение к суду; 311 — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; 312 — незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, либо подлежащего конфискации; 315 — неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Служба судебных приставов, проходя период своего становления, нарабатывала и механизм исполнительного производства, в том числе и в части розыска. С 2004 года авансирование розыскных мероприятий, проводимых Службой, начало применяться на практике. Согласно статьям 28 и 83 Федерального Закона 1997 года «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель стал вправе объявить розыск должника или его имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать розыскные мероприятия.

В течение семи лет в Минюсте России существовал Департамент судебных приставов, а на местах — служба судебных приставов входила в структуру территориальных управлений. В конце 2004 года была проведена серьезная реорганизация — в ноябре 2004 года была создана Федеральная служба судебных приставов России, а с декабря 2004 года образованы территориальные управления этого ведомства. Руководителем Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области назначен Сергей Александрович Кондратьев.

Становление службы судебных приставов в новом качестве сопровождалось повышением требований к работе судебных приставов, усложнением исполнительных документов, возникновением новых видов судебных решений и совершенствованием методов работы.

Наиболее ярким и сложным в те годы было исполнение судебных решений по сносу незаконно возведенных строений в водоохраной зоне Истринского водохранилища. С 2005 года судебные приставы-исполнители Главного управления ФССП по Московской области вели борьбу с должниками, которые были обязаны снести строения, находящиеся в водоохраной зоне.

Судами г. Москвы и Московской области было выдано свыше 140 исполнительных листов на снос строений, возведенных с экологическими нарушениями. Наиболее резонансным стал снос домов в коттеджном поселке «Екатерининские валы», более известном под названием деревня Пятница.

Должники длительное время отстаивали в судах различной инстанции свои постройки, размещенные в водоохранной зоне, обжаловали каждое действие судебных приставов-исполнителей, обращались к правозащитникам и в администрацию Президента РФ. Тем не менее, суд подтвердил, что судебные приставы действовали строго в рамках законодательства об исполнительном производстве, также все судебные решения о сносе построек остались в силе. В результате незаконно возведенные постройки были снесены.

С ноября 2006 по февраль 2007 года временно исполняющим обязанности руководителя Управления — главного судебного пристава Московской области являлся Сергей Евгеньевич Устьянцев. С мая 2007 года Сергей Евгеньевич назначен главным судебным приставом Омской области, а с февраля 2009 года по декабрь 2009 года начальником Управления организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов.

Приказом министра юстиции Российской Федерации В. Устинова руководителем Управления — главным судебным приставом Московской области назначен Сергей Петрович Миронов.

Заместитель министра юстиции РФ Николай Иванович Савченко и директор ФССП России Николай Александрович Винниченко 22 февраля 2007 года представили нового главного судебного пристава коллективу подмосковных судебных приставов. Сергей Петрович Миронов с 1986 года работал в органах прокуратуры, где прошел путь от следователя до первого заместителя прокурора Московской области.

Один из первых подписанных им приказов касался оптимизации исполнения судебных решений о предоставлении жилья военнослужащим. С 31 марта 2007 года исполнительные документы этой категории поступают в межрайонный отдел по особым исполнительным производствам. Это позволило ускорить процедуру передачи информации для организации розыска должников, что значительно сократило временные издержки.

Кроме того, были предприняты шаги для побуждения граждан к более активному погашению своих долгов. Одной из действенных мер воздействия на должников оказалось ограничении права выезда за пределы Российской Федерации.

Приказом министра юстиции РФ Владимира Васильевича Устинова с июля 2007 года руководителем Управления — главным судебным приставом Московской области назначен Игорь Николаевич Павлов.

Новым руководителем Управления были поставлены задачи, четко прописанные в законодательстве «Об исполнительном производстве». Главное требование к государственному служащему — неукоснительное соблюдение законов, исполнение должностных обязанностей и эффективная работа по реализации возложенных функций.

Практика применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» выявила ряд проблем, требующих обновления Закона с учетом сложившейся судебной практики и деятельности специальных органов, осуществляющих исполнительное производство. Об этом говорит количество жалоб граждан, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением судебных решений.

С 1 февраля 2008 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве», которая существенно расширила права как пристава-исполнителя, так и самого должника. Закон значительно увеличился в объеме, некоторые вопросы, ранее умещавшиеся в рамки одной статьи, теперь регламентируются главами. Вместе с тем ФЗ № 229-ФЗ не меняет концепцию действующей системы исполнительного производства и предоставляет органам принуждения более широкие полномочия.

Законом определены задачи исполнительного производства, установлены его основные принципы — законность, неприкосновенность частной жизни, уважение чести и достоинства должника-гражданина при применении к нему мер принудительного исполнения исполнительных документов, неприкосновенность минимума средств, необходимых для существования должника-гражданина, соотносимость мер принудительного исполнения и объема требований взыскателя. В законе содержатся усовершенствованные нормы, регулирующие вопросы возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, приостановления, окончания и прекращения исполнительного производства.

Новый закон лишает должников многих лазеек, которыми они пользовались, пытаясь избежать исполнения решений суда.

Теперь не получится спрятать деньги и на каких-нибудь «секретных» счетах, банки обязаны раскрывать судебным приставам информацию о счетах должника и ценностях, находящихся на хранении. Законом регламентирована процедура обращения взыскания на объекты незавершенного строительства. Часто граждане, задолжавшие по суду крупную сумму, не регистрировали на себя коттеджи и прочее имущество. Мол, идет стройка, дом еще не готов. К подобному «трюку» должники прибегали даже в тех случаях, когда в доме осталось только вкрутить лампочки. Теперь у судебных приставов появилась возможность принудительной регистрации имущества. За гражданина они выполнят всю бюрократическую работу, его сделают полноправным хозяином, а затем арестуют имущество.

Значительные уточнения коснулись выплаты алиментов. При повышении минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально упомянутому увеличению.

Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» защищает как права взыскателя так и права должника в равной степени. Например, если у должника появилась новая семья, родились дети, либо возникли проблемы со здоровьем, он может обратиться в суд с заявлением о снижении размера алиментов. Также, если должник получает основной доход «в конверте», а платит алименты с «белой зарплаты», которая равна минимальному размеру оплаты труда, сторона, получающая алименты, вправе обратиться в суд для определения размера ежемесячных выплат в твёрдом денежном выражении.

Корректировке подверглась и статья закона, которая касается взыскания денежных средств. Если сумма взысканий не превышает 25 тысяч рублей, исполнительный документ может быть предъявлен самим взыскателем по месту работы должника, минуя службу судебных приставов. Это значительно ускоряет процесс исполнения судебных решений. Для контроля исполнения таких судебных решений приставам дополнительно предоставлена возможность проведения проверки бухгалтерии по месту работы должника на предмет правильности периодических взысканий из заработной платы.

Со вступлением в силу новой редакции Закона судебные приставы могут возбуждать уголовное дело в отношении неплательщиков алиментов и банковских должников.

К пяти статьям Уголовного кодекса РФ, по которым служба судебных приставов могла ранее привлекать должников к уголовной ответственности, с 1 февраля 2008 года добавились еще две — 157-я — «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» и 177-я — «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности».

Судебные приставы продолжают ограничивать выезд неплательщиков за рубеж. Как показывает практика, это один из наиболее эффективных способов заставить человека погасить неоплаченные долги. Впрочем, приставы вправе ограничить выезд должнику только по решению суда. А если это все же произойдет, то границу могут закрыть не только из-за финансовых долгов, но так же и при неисполнении любых обязанностей, в том числе не связанных с деньгами.

Кроме того, теперь судебные приставы могут проникнуть внутрь квартиры для проведения исполнительных действий при непременном соблюдении трех условий. Первое — должно быть письменное разрешение начальника отдела — старшего судебного пристава, второе — обязательно должны присутствовать понятые, и третье — эти действия проводятся исключительно в рамках исполнительного производства и только по решению суда.

В исключительных случаях приставы могут прийти к должнику в любое время суток, и даже по выходным. В законе обговорены такие случаи: когда надо обеспечить иск, проще говоря, арестовать какое-то имущество, когда есть угроза жизни и здоровью граждан, при обращении взыскания на скоропортящиеся продукты, а также в целях исполнения требований, связанных с проведением выборов.

Изменился также порядок распределения взысканных сумм: если ранее взысканные деньги в первую очередь шли на погашение штрафов должника и расходов на совершение исполнительных действий, то сегодня приоритетом стало удовлетворение требований взыскателя, а не расходов, понесенных службой судебных приставов. Одновременно для гарантии прав должников новый закон увеличивает перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание. С 1 февраля 2008 года к таким доходам отнесены не только алиментные платежи и некоторые виды пенсий, но и средства материнского (семейного) капитала.

Вместе со вступлением в законную силу Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ пополнился новыми статьями и Кодекс об административных правонарушениях, в соответствии с которыми судебные приставы уполномочены привлекать нарушителей закона «Об исполнительном производстве» к административной ответственности. Например, появилась статья, предусматривающая наказание для банков и других кредитных организаций, если они не исполняют требования о взыскании денежных средств со счетов должника.

Нередки случаи, когда должник, из зарплаты которого удерживаются денежные средства в счёт выплат по исполнительному документу, меняет место работы и не сообщает об этом судебным приставам-исполнителям. Им приходится объявлять розыск должника.

Теперь, если в течение трех дней должник не сообщит о новом месте жительства, смене работы, скроет свое имущество или просто предоставит недостоверные сведения о правах на него, он рискует получить штраф в размере от одной до двух с половиной тысяч рублей.

Для юридических лиц эта сумма значительно выше. Например, организация, задолжавшая своим работникам заработную плату, может лишиться от 30 до 100 тысяч рублей. Причем, судебный пристав-исполнитель самостоятельно принимает решение о величине штрафов. Работники Управления надеются, что внесенные поправки в Кодекс об административных правонарушениях все-таки помогут образумить должников. Ведь чем дольше человек будет скрываться, тем выше будет сумма долга, не располагая которой, придется расплачиваться личным имуществом.

Новая редакция закона расширяет полномочия судебных приставов при розыске должников. В соответствии со статьей 65 Закона розыск должника и его имущества может иметь обязательный и альтернативный характер. В Законе прописаны случаи, в которых в обязательном порядке объявляется розыск. Так, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка. Постановление утверждается старшим судебным приставом структурного подразделения Управления. В таком же порядке объявляется розыск имущества должника или его ребенка. По заявлению взыскателя может быть объявлен розыск должника по другим видам исполнительных документов.

Новшества коснулись и оценки имущества должника. Так, судебный пристав не вправе оценивать: имущество, стоимость которого заведомо превысит 30 тыс. руб. Также будет оцениваться исключительно специалистами: недвижимое имущество; различные виды драгоценностей; коллекционные денежные знаки и предметы, имеющие историческую или художественную ценность; ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), а также имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах).

В Законе № 229-ФЗ представлены совершенно новые, доработанные с учетом имеющегося опыта положения о продаже арестованного имущества должника. Впервые предусмотрена информационная открытость сведений о реализуемом имуществе. Специализированная организация согласно п.1 ст.87 Закона обязана размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

Впервые определен перечень имущества, реализация которого возможна только на открытых торгах в форме аукциона (ст.87). Также появились правила, определяющие судьбу имущества, которое не удалось реализовать по первоначально определенной стоимости. Не реализованное в течение месяца имущество подлежит уценке на 15%, затем, если и после уценки имущество не было реализовано в течение месяца, оно предлагается взыскателю. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава.

Решен спорный вопрос об уведомлении сторон о действиях судебного пристава: ему предоставлено право не уведомлять предварительно о своих действиях при исполнении исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер (п.2 ст.24). Во всех других случаях предварительное уведомление обязательно.

судебный пристав исполнитель

Характеризуя Закон в целом, можно сказать, что он направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций.

С августа 2008 года по февраль 2009 года исполнял обязанности руководителя Управления Евгений Михайлович Ульянов, который с декабря 1998 по март 2006 года работал судебным приставом-исполнителем, заместителем начальника отдела, начальником отдела — старшим судебным приставом в Главных Управлениях Федеральной службы судебных приставов по г. Москве и Московской области.

С марта 2006 года по сентябрь 2007 года Е.М. Ульянов работал в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов. С сентября 2007 года по август 2009 года — заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области — заместитель главного судебного пристава Московской области.

С августа 2009 года по настоящее время является руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области — главным судебным приставом Смоленской области.

Приказом министра юстиции РФ Александра Владимировича Коновалова руководителем Управления — главным судебным приставом Московской области 16 февраля 2009 года назначен Владимир Васильевич Щепотин. В.В. Щепотин проводил работу по совершенствованию деятельности службы судебных приставов. Управление разработало «новаторские» рычаги и креативные методы принуждения граждан к исполнению судебных решений. Например взаимодействие с автосервисами и автохолдингами, проведение совместных рейдов с речной милицией, ГИМСом, ФМС, ареста банковских ячеек должника, арест оружия должников и т.д.

С февраля 2011 года по январь 2012 года исполнял обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области — главного судебного пристава Московской области Евгений Николаевич Лукьянчиков.

Приказом Министра юстиции от 17 января 2012 г. № 20 — лс руководителем Управления — главным судебным приставом Московской области назначен Сергей Григорьевич Замородских.

Люберецкий районный отдел судебных приставов является подразделением Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области. В его ведении находятся следующие города Московской области: Лыткарино, Люберцы, Котельники, Дзержинский.

Начальником Люберецкого районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области является старший судебный пристав Екатерина Сергеевна Солохненко.

2. Организация документооборота в отделе судебных приставов

Документооборот — движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

В отделе различается три основных потока документации:

. документы, поступающие из сторонних организаций, граждан — входящие;

. документы, направляемые в другие организации и гражданам — исходящие;

. документы, создаваемые непосредственно в отделе и используемые в управленческом процессе (письма, докладные, служебные записки) — внутренние.

Основным принципом регистрации документов является однократность.

Прием, обработка, регистрация и распределение поступающей в отдел корреспонденции осуществляется канцелярией. Поступающая в отдел корреспонденция принимается работником канцелярии у почтальона. Перед вскрытием почтовых отправлений проверяется сохранность их упаковки и правильность адресования.

В канцелярии вскрываются все конверты (за исключением конвертов с пометкой «лично»). Конверты от поступающей корреспонденции сохраняются и прилагаются к документам лишь в том случае, когда только по ним можно установить адрес отправителя или когда дата почтового штемпеля имеет значение в качестве доказательства времени отправки и получения документа. Конверты, в которых поступили обращения граждан, прилагаются к обращениям.

Регистрация корреспонденции осуществляется в день ее поступления в отдел. На лицевой стороне полученного документа в правом нижнем углу ставится регистрационный штамп, содержащий информацию о дате поступления документа и регистрационном номере. Основные сведения о поступающих документах заносятся в регистрационные формы электронной базы данных «Служебная корреспонденция», которые хранятся в электронном виде и на бумажных носителях в форме журнала.

Для обеспечения информационной совместимости устанавливается следующий состав реквизитов для учета входящих документов в регистрационные формы электронной базы данных канцелярии:

. регистрационный входящий номер документа;

. краткое содержание (заголовок к тексту);

Перечень входящих документов, не подлежащих регистрации:

. печатные издания (книги, журналы, бюллетени);

. копии документов, поступившие для сведения;

. поздравительные письма и телеграммы;

. формы статистической отчетности;

В канцелярии на этих документах ставится только дата поступления.

Документы, адресованные непосредственно должностным лицам (ответственным исполнителям), после регистрации передаются по назначению. Зарегистрированные документы передаются руководству отдела (в соответствии с распределением обязанностей) для рассмотрения и вынесения резолюции. Документы, рассмотренные руководством, направляются на исполнение с отметками в регистрационных формах не позднее следующего рабочего дня.

Исполнение документа предусматривает: сбор и обработку необходимой информации, подготовку проекта документа, его оформление, согласование, представление на утверждение (подписание) руководством отдела, подготовку к пересылке адресату. Документ подлежит исполнению в течение 30 календарных дней (если иной срок не установлен в резолюции руководства отдела или в самом поручении).

Исходящие служебные письма и другие документы до передачи на регистрацию и отправку в канцелярию проверяются исполнителем документа на наличие необходимых реквизитов: подписи, адресата, необходимых приложений, ссылки на номер и дату входящего документа, фамилии исполнителя и номера служебного телефона. Письмо-ответ, содержащее на бланке ссылку на его дату и номер, передается на регистрацию вместе с инициативным документом.

Работник канцелярии, осуществляющий регистрацию, проверяет правильность оформления исходящих документов и наличие приложений. Неправильно оформленные документы возвращаются исполнителям для доработки. Дата и регистрационный исходящий номер документа проставляются работником канцелярии.

Устанавливается следующий состав реквизитов для учета исходящих документов в регистрационной форме электронной базы данных канцелярии:

. регистрационный исходящий номер документа;

. номер и дата документа, на который направляется ответ;

. краткое содержание (заголовок к тексту).

Отправка исходящей корреспонденции производится только канцелярией. Документы, подлежащие отправке должны обрабатываться и отправляться в день их подписания или не позднее следующего рабочего дня.

Внутренние документы — документы, создаваемые непосредственно в отделе и используемые государственными гражданскими служащими в управленческом процессе (докладные, служебные записки).

Для обеспечения информационной совместимости устанавливается следующий состав реквизитов регистрационных форм электронных баз данных (регистрационных журналов) по учету внутренних документов:

. регистрационный номер внутреннего документа, присвоенный по месту его исполнения;

. краткое содержание (заголовок к тексту).

Внутренние документы регистрируются в регистрационно-контрольной форме электронной базы учета входящих документов в категории «внутренние документы». Передача документов между сотрудниками отдела осуществляется через канцелярию под роспись в журнале регистрации входящей корреспонденции.

Для обеспечения эффективного использования информации при принятии решений в отделе используются поисковые системы по документам, как в традиционном, так и в электронном виде.

Информация о документах, полученная при их регистрации, поступает в поисковую систему, которая включает в себя картотеки и классификационные справочники:

классификатор видов документов;

Помимо перечисленных в поисковой системе могут использоваться и другие классификаторы в зависимости от потребностей ввода и поиска документов и информации.

В автоматизированной системе организации документооборота, используемой в канцелярии, поиск конкретного документа или подборки материалов осуществляется по реквизитам (заголовок, вид документа, дата принятия, номер документа и т.п.) или по контексту (по любому слову или фразе, содержащимся в искомом документе). Поисковый запрос может содержать любую комбинацию реквизитов и элементов текста.

Объем документооборота — количество документов за определенный период времени (месяц, полугодие, год), проводится по данным регистрационно-контрольных форм. За единицу подсчета принимается сам документ, с учетом размноженных экземпляров. Размноженные экземпляры, предназначенные для отправки адресатам, подсчитываются отдельно.

Учет объема документооборота осуществляется с целью получения данных для расчета штатной численности специалистов, занятых в сфере делопроизводства, определения реальных потребностей в организационной и вычислительной технике, выбора наиболее эффективной системы регистрации документов и построения справочного аппарата.

Одним из построений учета является анализ по вынесению судебными приставами-исполнителями постановлений и поручений о временном ограничении права выезда должникам.

При учете исходящих документов сопроводительное письмо и прилагаемые к нему документы считаются за один документ. Ответственные лица за ведение делопроизводства в отделе учитывают документы при получении и при подготовке к отправке. Результаты учета документооборота обобщаются канцелярией по полугодиям и представляются руководству отдела в виде учетной

3. Организация отдельных видов деятельности судебных приставов исполнителей

3.1 Опись, арест и реализация имущества должника

Данный институт входит в сферу контролируемых вопросов Управления организации работы по розыску и реализации имущества должников ФССП.

Основными задачами этого управления являются:

обеспечение проведения оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

организация хранения и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества;

организация розыска должника, его имущества или ребенка.

В случае если должник добровольно не выполняет свои обязанности, судебный пристав-исполнитель вправе воспользоваться мерами принудительного исполнения, такими, как наложение ареста на имущество должника и обращение взыскания на имущество должника. Если местонахождение имущества должника неизвестно, пристав-исполнитель вправе объявить розыск его имущества, но только в том случае, если сумма требований по исполнительному документу превышает 10 000 рублей. Для обеспечения вышеуказанных мер принуждения пристав-исполнитель пользуется данными ему правами. Найденное имущество он может изымать и передавать на хранение, производить оценку имущества (с привлечением специалиста).

Предварительным мероприятием перед наложением ареста на имущество должника является выезд на место жительство должника с целью определения имущественного положения и составления описи имущества. Также для определения имущества должника пристав-исполнитель вправе делать запросы в компетентные учреждения: Управление федеральной регистрационной службы, филиал ФГУП «Ростехинвентаризация — федеральное БТИ»; ГИМС МЧС; ГИБДД; Комитет имущественных отношений, налоговые органы и кредитные учреждения.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Ст.446 ГПК РФ определяет перечень имущества, на которое ни при каких обстоятельствах не может быть наложено взыскание.

После составления акта описи и ареста имущества пристав-исполнитель может распорядиться об его изъятии и передаче на хранение.

Оценка имущества производится приставом-исполнителем по рыночным ценам. В отдельных случаях, в частности, когда имущество превышает стоимость или когда взыскатель либо должник не согласен с оцененной стоимостью, привлекается проф. оценщик.

Т.к. срок реализации законом ограничен (2 месяца), оценка имущества не может быть высокой, порой даже намного ниже рыночных цен.

В случае, когда имущество не должно в натуре передаваться взыскателю, пристав-исполнитель постановляет передать имущество на реализацию либо в виде торгов на аукционе либо в виде реализации на комиссионных началах. Эти функции возложены на Федеральное агентство по управлению гос. имуществом (Росимущество).

Вести учет арестованного имущества приставу-исполнителю помогает программный модуль в рамках АИС «Судебный пристав-исполнитель» — «Арестованное имущество».

Каждый гражданин может посмотреть имущество на реализации на сайте Росимущества и поучаствовать в торгах.

3.2 Организация исполнительного производства

Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительных документов, коими являются исполнительные листы, выданные судами (см. Приложение 1); судебные приказы (см. Приложение 2); постановления пристава-исполнителя и иные документы. По возбуждению исполнительного производства заводится дело, в которое подшиваются все документы, касающиеся данного дела. Ознакомиться с составом документов в деле можно из внутренних описей.

Рассмотрим процесс исполнения дела по вопросам выплаты алиментов, т.к. пристав-исполнитель, у которого я проходила практику, специализировался именно в этой сфере. Основаниями для возбуждения исполнительного производства в данном случае могут служить исполнительный лист, судебный приказ, либо соглашение об уплате алиментов, которое подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Помимо уже названных в данной работе источников исполнительного производства, алиментные правоотношения также регулируются Семейным Кодексов РФ, в частности отдельным подразделом об алиментных обязательствах.

Для взыскателя очень важно знать законы и свои права, т.к. чаще всего процессуальные действия по поводу уплаты алиментов инициирует именно он путем написания приставу-исполнителю ходатайств и заявлений. Взыскатель также вправе направить исполнительный документ непосредственно в организацию, где работает должник, а не приставу.

Если взыскатель подал заявление приставу-исполнителю, последний возбуждает исполнительное производство и заводит исполнительное дело на должника.

В случае, если должник официально работает, пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату должника, направив исполнительный документ в бухгалтерию по месту работы для ежемесячного удержания денежных средств. Закон устанавливает минимальные размеры алиментов.

. на одного ребенка — 1/4,2. на двух детей — 1/3,3. на трех и более детей — 1/2 части заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов. В иных случаях размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной форме. Максимальный размер алиментов составляет не более 70 % от заработной платы. При этом факт того, что после удержания остается сумма меньше прожиточного минимума, не влияет на уменьшение процента. Должник также может обратиться в суд с просьбой уменьшить процент удержания по основаниям своего трудного материального положения. Хочется также отметить, что не только взыскатель обладает обширными правами, но и должник может выступать с заявлениями и ходатайствами в защиту своих прав.

Нахождение должника в исправительном учреждении или СИЗО не исключает удержание алиментов из его доходов.

При неуплате алиментов или злостном уклонении от их уплаты, пристав-исполнитель самостоятельно либо по ходатайству взыскателя выносит постановление о размере задолженности по алиментам. При определении такой задолженности пристав-исполнитель может приступить к иным мерам принудительного исполнения, например, обращение взыскания на имущество должника. Одними из эффективных мер являются ограничение выезда за границу должника и арест всех его счетов в банках. Чаще всего арест всех счетов влечет незамедлительное появление должника на приеме у пристава-исполнителя. Если же исполнительным документом является соглашение об алиментах, ограничить выезд должника можно только через суд. Злостное уклонение от уплаты алиментов влечет за собой уголовную ответственность (ст.157 УК РФ). Возбуждать уголовное дело по этой статье имеют право приставы-дознаватели, или сами приставы-исполнители, при условии возложения на них полномочий органа дознания старшим судебным приставом. Также, помимо уголовной ответственности, должник несет гражданскую ответственность перед взыскателем в виде неустойки в размере 1/2 % от образовавшейся задолженности за каждый день просрочки платежа.

Администрация, удерживающая алименты и сам должник обязаны сообщить об увольнении и о новом месте работы судебному исполнителю, в противном случае для них наступает административная ответственность.

По окончании алиментных обязательств пристав оканчивает исполнительное дело.

3.3 Индивидуальное задание

Моим индивидуальным заданием является порядок взыскания алиментов.

Алиментами называются средства на содержание, которые в оговоренных законом случаях одни члены семьи уплачивают в пользу других ее членов. В частности, алименты взыскиваются на содержание несовершеннолетнего ребенка, остающегося после расторжения брака с одним из супругов.

Алиментная обязанность может быть исполнена в добровольном порядке. С этой целью родителям достаточно заключить между собой соглашение об уплате алиментов и обязательно удостоверить его у нотариуса. В соглашении необходимо прописать размер, способ и порядок выплат в пользу несовершеннолетнего.

Если добровольное соглашение не было достигнуто, решение вопроса о взыскании алиментов происходит через суд (приложение 4) одним из двух способов — в форме судебного приказа или в порядке искового судопроизводства.

Заявление о выдаче судебного приказа на взыскание алиментов разрешается подавать лишь при условии, что у родителя нет других алиментных обязательств по отношению к престарелым родителям или другим детям. К заявлению необходимо приложить копию свидетельства о рождении ребенка и справку с места работы родителя, обязанного выплачивать алименты.

Заявление подается мировому судье, который в течение 5 дней с момента его принятия должен рассмотреть дело без участия сторон и вынести судебный приказ о взыскании алиментов на несовершеннолетнего в долях от заработка, при этом копия приказа направляется плательщику алиментов.

Если имеются возражения, то судебный приказ отменяется, и тогда разрешение вопроса о взыскании алиментов осуществляется в рамках искового производства.

Для начала искового производства в суд подается исковое заявление, в которое можно включить просьбу об определении размера алиментов либо в долях к заработку, либо в твердой денежной сумме. При рассмотрении дел такой категории суд вправе вынести постановление о взыскании алиментов еще до того, как будет принято судебное решение по заявленному иску. Обычно такое постановление выносят, если рассмотрение дела затягивается.

Судебное решение о взыскании алиментов должно быть исполнено немедленно. Как показывает практика, решение вопроса о взыскании алиментов в форме судебного приказа требует значительно меньше времени, однако такой вариант все же целесообразней использовать лишь в случае, если у плательщика алиментов есть только один источник доходов.

При решении вопроса о выплате алиментов в порядке искового судопроизводства размер алиментов определяется в долевом отношении к заработку или доходу плательщика и составляет 1/4 доли на одного ребенка, 1/3 — на двоих детей, 1/2 на трех и более. Размер долей может меняться в сторону как увеличения, так и уменьшения в зависимости от материального положения сторон и других обстоятельств, которые суд сочтет заслуживающими внимания.

Начисление алиментов производится ежемесячно из заработной платы, стипендий, пенсий, доходов от предпринимательской деятельности и т.д. Алименты не удерживаются из премий и прочих выплат, носящих нерегулярный характер.

Кроме того, в рамках искового судопроизводства алименты могут быть рассчитаны и в твердой сумме. Как правило, суд принимает такое решение, если плательщик алиментов имеет нерегулярный доход; если он получает заработок в натуральной форме или в иностранной валюте; при полном отсутствии заработка и иного дохода, а также в некоторых других случаях.

Суд может принять и такое решение, при котором часть алиментов будет взыскиваться в твердой сумме, а часть в долевом отношении к заработку.

Наконец, если один ребенок остается с отцом, а другой с матерью, то суд взыскивает алименты с наиболее обеспеченного родителя, причем размер их определяется в твердой денежной сумме.

За время прохождения производственной практики в РОСП ФССП по Московской области я ознакомилась с работой судебных приставов как исполнителей так и по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Также мне стала известна организация документооборота внутри отдела, т.е. работа канцелярии. Я изучила структуру отдела в целом и специфические особенности работы каждого структурного подразделения.

Изучив теоретические основы деятельности судебных приставов, я научилась применять их на практике путем участия в приеме граждан, а также путем высказывания приставу-исполнителю своих логических заключений по ситуациям.

В течение практики удалось заметить некоторые проблемы в исполнительной системе и в механизме реализации исполнительного производства.

Одной из таких проблем выступает чрезмерная загруженность работой пристава-исполнителя. Выходом из данной ситуации является увеличение штатного количества мест для должности помощника пристава-исполнителя. На данный момент помощник существует всего лишь один на четырех приставов-исполнителей, что все равно оказывается неэффективным. Также загруженность приставов-исполнителей выражается в том, что им приходится исполнять взыскания по актам таких органов, как ФНС, ПФР, ФСС и т.д., задолженность по которым составляет порой несколько рублей. В таком случае решением проблемы представляется создание в вышеуказанных органах структурных подразделений, решающих вопросы по долгам этим органам и освободить ФССП от данной компетенции.

Вторая проблема — это внедрение информационных технологий в деятельность службы судебных приставов. На сегодняшний день служба не имеет единой Всероссийской базы данных по должникам, по разыскиваемому имуществу, что создает трудности при осуществлении гражданского розыска и принудительному исполнению судебных решений, такие базы данных имеются только на уровне субъектов. Конечно, необходимо формировать Всероссийскую базу данных.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

. ФЗ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 410-ФЗ).

. ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ).

. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ).

. Вопросы Федеральной службы судебных приставов: указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316.

. О форменной одежде и знаках различия судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов: постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 540.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (в ред. от 7 февраля 2011 г. № 8-ФЗ).

. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ).

. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *