Социально-правовые и организационные принципы государственного управления

Социально-правовые и организационные принципы государственного управления

Государственное управление функционирует на основе целого ряда исходных начал, принципов, которые формируются в виде определенных руководящих начал. Эти принципы обусловливаются объективными факторами развития общества, а также накопленным организационным опытом.

Принцип (от лат. principium – первоначало, первооснова) представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественнополитической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства принципа – диалектичность и системность.

А. Файоль писал, что «для того, чтобы осуществлять управленческую деятельность, надо опираться на принципы, т. е. на признанные истины, считающиеся доказанными» [23] .

В научной юридической литературе принципы государственного управления делятся на следующие группы:

I. Общие принципы (общесистемные или социально-полити ческие) – общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций:

1. Принцип народовластия. Означает, что народ является единственным источником власти (ст. 3 Конституции), он осуществляет свою власть непосредственно и через органы исполнительной власти. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется как со стороны органов законодательной и судебной власти, так и со стороны народа. С этой целью установлен порядок предоставления отчетности должностных лиц органов исполнительной власти населению.

2. Принцип законности. Предполагает установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов. Одной из основ поддержания законности и правопорядка является персональная ответственность должностного лица и гражданина за нарушение закона.

3. Принцип разделения властей. Выражает существование и самостоятельность трех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь государственной власти осуществляет свои функции в установленных пределах.

4. Принцип гласности. Конституцией установлено, что нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом и тем самым граждане информируются о целях и задачах органов государственного управления. Ст. 34 Конституции гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов.

5. Принцип приоритета и гарантированности прав личности. Права человека являются высшей ценностью, и все государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, несут ответственность перед гражданами. Права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

6. Принцип сочетания централизации и децентрализации. Принцип централизации означает сосредоточение большей части государственных функций в ведении республиканских органов исполнительной власти, распространение государственного управления на территорию всего государства. Централизация вытекает из единства системы органов исполнительной власти. Принцип децентрализации означает закрепление за тем или иным органом предметов ведения и полномочий, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Децентрализация в государственном управлении – это передача компетенции и полномочий из центра органам местного управления и самоуправления. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий другому органу в целях удобства управления на основе приближения его к обстоятельствам. Принцип сочетания централизации и децентрализации организационно обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления, т. е. подчинением по вертикали и горизонтали. Подчинение по вертикали обеспечивает необходимое единство в основных вопросах, имеющих общегосударственное значение для сферы управления. Подчинение по горизонтали позволяет учитывать местные (территориальные) условия и особенности при осуществлении управления. Так, органы внутренних дел, осуществляя функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, руководствуютсявсвоей деятельности не только законами и актами республиканских органов, но и актами органов местного управления и самоуправления.

7. Принцип эффективности (оптимальности). Обеспечивает достижение целей управления при наименьших затратахсил, средств и времени.

8. Принцип объективности государственного управления. Обусловливает строгое следование во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и действительного состояния общества и реализацию требований объективных законов и прогрессивных тенденций в практике управления.

II.Организационные принципы отражают характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления, они являются базой для определения и распределения компетенции между органами государственного управления, создавая таким образом единый механизм государственного управления, который должен функционировать эффективно, не допуская параллелизма и дублирования:

1. Принцип единства системы органов государственной власти. Характеризует социальные и организационные качества власти нашего государства. Он указывает на всестороннюю структурную и функциональную взаимосвязь органов государственного управления с представительными органами государства, фиксирует условия и возможности участия других государственных органов в осуществлении государственно-управляющих воздействий, а также определяет, что все звенья и подсистемы государственного управления в различных областях и сферах объединены в единую систему органов государственного управления.

2. Территориально-отраслевой принцип. Отражает специфику современной деятельности людей, в которой производство материальных и духовных благ в технологическом плане, с одной стороны, чрезвычайно дифференцируется, распадается на отдельные специализированные производства, а с другой – интегрируется, объединяется в единый производственный комплекс. Этот принцип получает дальнейшее развитие в связи с созданием производственных объединений – концернов. Использование территориального принципа предполагает создание системы органов, которые путем осуществления общих функций решают задачи руководства всеми подведомственными объектами, расположенными в пределах территории, на которую распространяется компетенция органа.

3. Функциональный принцип. Характеризуется тем, что органы управления располагаются иерархически последовательно с целью реализации одной или нескольких однопорядковых функций по отношению к разнородным объектам. Этот принцип создает условия для координации деятельности многих органов, для единообразного решения определенных вопросов и находит проявление главным образом в построении органов государственного управления, а системы таких органов строятся либо на функциональной, либо на отраслевой основе. Он выражен при формировании внутренних структурных взаимосвязей органа управления, где отражает характер подчинения подразделений и сотрудников [24] .

4. Принцип двойного подчинения. Обеспечивается системой взаимоотношений, при которой нижестоящий орган управления действует под одновременным и непосредственным руководством как соответствующего местного органа государственного управления (или органа общей компетенции), так и вышестоящего органа управления. Этот принцип связывает один орган с двумя другими по вертикали и по горизонтали и тем самым обеспечивает реализацию задач и функций государства во взаимосвязи с местным управлением. Например, органы внутренних дел находятся в двойном подчинении. Например, УВД Гродненского облисполкома по вертикали подчиняется МВД Республики Беларусь, а по горизонтали – Гродненскому областному исполнительному комитету.

5. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия. Во многом обусловливает конкретные формы организации органов управления, придает особый характер их взаимосвязям. Если единоначалие как форма организации присуще преимущественно отраслевым органам (министерствам), то коллегиальность – органам общей компетенции (правительство, исполнительные комитеты, местные администрации).

III.Принципы государственно-управленческой деятельности раскрывают закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержании собственной жизнеспособности:

1. Принцип соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности государственных органов их функциям и организации. Он исходит из реально существующей зависимости между реализуемыми управленческими функциями, организацией государственного органа и структурой его внутренней и внешней жизнедеятельности. В известной степени это принцип дифференциации управленческой деятельности в зависимости от положения органа в сложной иерархической организационной структуре государственного управления.

2. Принцип правового обеспечения (правового регулирования) деятельности. В актах, определяющих компетенцию органов государственного управления, должны указываться не только их задачи, функции, порядок организации, но и порядок деятельности.

3. Принцип конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты каждого органа управления и должностного лица.

4. Принцип стимулирования управленческой деятельности. Этот принцип связан со стимулированием любой производственной и управленческой деятельности. К управленческим работникам применяется много морально-идеологических и экономических стимулов.

5. Принцип научно обоснованного подбора и расстановки управленческих кадров по деловым и моральным качествам.

6. Принцип непрерывного повышения квалификации управленческих кадров.

7. Принцип движения и обновления (служебной перспективы) управленческих кадров. Объективно связан с реальными человеческими возможностями, демократическими основами управления.

Таким образом, система принципов государственного управления характеризуется особым элементным составом и сложной структурой. Входящие в нее принципы находятся между собой во взаимосвязи и определенной соподчиненности. Критерием эффективности применения принципов государственного управления является достижение гармоничности и комплексности общественной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *